Drum'n'bass - начало
Начало 90-х, Великобритания. Молодёжь устала от коммерческого pop hardcore, заполонившего танцполы и музыкальные магазины. Бывшие хардкор-диджеи оказались не у дел и стали трансформировать свою музыку, пытаясь найти новый интересный звук. И найденным ими вдохновением стало ямайское регги. Так зародился jungle.
Что же это такое? Основу музыки составляет брейкбит, ускоренный на компьютере до скоростей порядка 160..180 ударов в минуту, взятый с компактов с семплами, разрезанный на части и, зачастую, склеенный в новом порядке. Под брейки подложена басовая партия со старых регги-пластинок, играемая на вдвое меньшей скорости (80..90 ударов). Добавим сюда содранные с компакт-дисков рагга-акапеллы, а так же звуковые эффекты, характерные для даба и мы получим приблизительную картину jungle-трека.
Главными поклонниками jungle стали тёмнокожие эмигранты, слушающие до этого reggae и ragga. Первые jungle-тусовки прошли в клубе Paradise, печально известном своими разборками между криминальными группировками. Ди-джеям, что не имели никакого отношения к Paradise, вход в этот клуб был заказан, а в другие клубы не звали ди-джеев, играющих jungle из-за стойкой ассоциации этой музыки с наркотиками и преступностью. Ходили слухи, что ragga-jungle – это музыка чёрных расистов, однако то и дело появлялись новые белые ди-джеи и продюсеры, играющие jungle. Рагга-андерграунд, имеющий свои музыкальные магазины, студии звукозаписи и пиратские радиостанции стал продвигать новый звук в массы.
В конце 93-го вышел трек DJ Shy FX и MC UK Apache записали трек «Original Nuttah», сумевший взорвать лондонские танцполы. Было выпущено несколько пластинок без указания авторов трека. Публика, заслышав первые звуки хита, начинала кричать «Rewind!», т.е. «Мотай на начало!».
В 94-м году jungle-культура уже была в достаточной степени развита: более десятка магазинов, которые торговали исключительно jungle-пластинками, непрерывная ротация на пиратских радиостанциях и jungle-вечеринки, которые проводили сразу несколько лондонских клубов. Главным хитом лета 94-го года стал трек «Incredible» от M-Beat, в качестве МС туда был приглашён General Levy. Многим из нас этот трек известен по фильму «Ali-G in da house». Трек попал в верхнюю десятку британского хит-парада, и тут-то акулы шоу-бизнеса заметили, что мимо них проплывают нехилые деньги. Но для того, чтобы кого-то раскручивать, нужны конкретные имена. При этом тусовка ди-джеев-джангалистов держалась враждебно и не хотела идти на контакт с прессой. Рагга-вокалисты, наоборот, со всех сил старались засветиться в журналах и на радио. General Levy неосторожно заявил журналу The Face: «Я пришёл и обеспечил джанглу успех».
Это взбесило джангл-диджеев, и ведущие из них (Grooverider, Goldie, A Guy Called Gerald и Fabio) создали тайный комитет, с целью бойкотировать любую деятельность General Levy. Все ди-джеи, которые крутили «Incredible», все клубы, которые звали этих ди-джеев и все СМИ, пишущие о General Levy, подвергались бойкоту. В итоге самым авторитетным журналам и звукозаписывающим лейблам приходилось запрашивать разрешения у заговорщиков на заключение контракта или интервью с каким-нибудь новичком джангла. Если они его давали – всё о’кей, иначе – бойкот.
В итоге деятельности рагга-МС к осени 1994 года джангл-ди-джеи не хотели иметь ничего общего ни с МС, ни с джанглом – случился раскол стиля, результат которого – появление нового самостоятельного стиля drum&bass. Ди-джеи, создавшие новый стиль, ушли, забрав с собой все свои лейблы, фирмы грамзаписи, магазины винила и, конечно, контакты с гигантами звукоиндустрии. А рагга-вокалисты временно вернулись в тень, чтобы вновь возникнуть в начале 21 века на пересечении между коммерческим хип-хопом и раггой, называемом дансхолом, а поздее – grime. Но это уже другая история.
«Состав» стиля
После 94-го года drum&bass, чувствуя влияние других стилей, разделился на множество подстилей.
Началось всё с саунда LTJ Bukem, своебразного брейкбит-джаза, соединяющего в себе атмосферные линии синтезаторов, мягкий бас и сложный рисунок ударных. В то же время стал заметен и hard step – минималистичный джангл, состоящий из перекомпрессированных ударных и баса. Этот стиль был явным шагом навстречу техно.
Позже появляется ещё один шажок к техно-звучанию – techstep. Отличительная особенность стиля – почти отсутствие мелодии, резкие барабаны с большим количеством синкопированных тарелок и громкий резкий басовый гул. Идея techstep была далее продолжена подстилем neurofunk, отличие которого – большое количество низкооктавных пилообразных басовых звуков и жёсткие ломанные ударные.
Когда не получается играть хорошо – надо играть громко. Видимо, под таким девизом был создан darkside. Рваные аритмичные ударные, перегруженный жёсткий бас и тёмные, мистические мелодии нашли отклик в сердцах 15-17-летних подростков, которые, преимущественно, и составляют целевую аудиторию этого стиля.
Однако, раз есть тёмная сторона d&b – должна быть и светлая. И она есть – это liquid funk. Устав от постоянной деградации и омрачения стиля, d&b-продюсеры обратились к тёплому звучанию старого доброго фанка – это помогло создать новый подстиль музыки. Характерные черты liquid funk – отсутствие резкого баса, мягкие ударные, множество джазовых и фанковых звуков, использование гитар с wah-эффектами, часты «провалы» с полным отсутствием барабанов. Иногда продюсеры liquid funk привлекают для работы над треком джазовых музыкантов. Есть множество других подстилей d&b и, несомненно, стиль с таким богатым прошлым будет и далее развиваться.